Вы здесь

Мудехар

Мудехар - своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XI—XVI вв., в котором тесно переплелись элементы мавританского, готического и (позднее) ренессансного искусства. Произведения стиля «мудехар» создавались  как мусульманскими, так и христианскими мастерами. Искусство мудехаров — явление неоднородное и не всегда безусловное по художественному качеству; исследователи отмечают присущий даже лучшим его образцам оттенок вторичности.

Стиль мудехар – это симбиоз техник и путей понимания архитектуры, ставший результатом двух культур, живших бок о бок, который в итоге превратился в архитектурное течение 12 века, бытовавшее на Иберийском полуострове. Он характеризуется использованием кирпича, как основного строительного материала. В отличие от готики и романики, мудехар не привнес новых форм или структур, а лишь преобразил западные стили под влиянием исламской культуры. Мудехар развился под влиянием древних арабских мотивов, для которых характерны повторяющиеся ритмические узоры.

Доминирующий, отчетливо мусульманский геометрический стиль заметно проявлялся в отделке. Стали использоваться более дешевые материалы: изразцы, кирпичная кладка, резьба по дереву, резная штукатурка и декоративные металлы. Чтобы оживить плоские поверхности стен и пола, мастера стиля Мудехар использовали изразцы, сложные изощренные узоры которых так и не были превзойдены впоследствии. Даже после того как мусульмане больше не были задействованы в постройках, множество элементов, введенных ими, продолжали существовать в испанской архитектуре, придавая ей характерный внешний вид. 

Термин мудехар впервые был использован в 1859 году Хосе Амадором де Лос Риосом, андалузским историком и археологом. Особенно сильно он был развит в Арагоне, множество зданий в стиле мудехар было построено в городе Теруэл, сильно изменив при этом облик города. Мудехар стал смесью зарождающегося готического стиля с мусульманскими мотивами, которые слились с поздней романикой.

Один из ярких примеров стиля мудехар – здание Каса де Пилатос (Дом Пилата), построенное в начале 16 века в Севилье. В Севилье вообще много примеров зданий, построенных в данном стиле. Севильская крепость (Алькасар)  - один из них. В ней готический стиль смешался с возрождением и мудехаром.  

В стиле мудехар были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах («асулехос»). Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Сооружения отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой; в стиле «мудехар» охотно строили жилые здания — привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс) и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль получил особое развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии и в городах Толедо, Сарагоса, Кóрдова, Севилья и др.

Внутри стиля различают два направления. То, что получило название «народного мудехара», развивалось спонтанно в областях, отвоёванных испанцами, где традиции мавританского искусства были довольно естественно применены к религии и бытовой культуре христиан. Постройки «народного мудехара» охватили области церковной и городской жилой архитектуры, их возводили, как правило, из кирпича, и они отличались устойчивыми формами сооружений и мотивами декора. При нарядности облика постройки были скромными и небольшими. Стиль «народного мудехара» характерен для севильских храмов: Всех Святых, Санта Марина, Санта Каталина, Сан Хиль, Сан Андреc, Сан Эстебан, Сан Исидро, Сан Маркос (особенно известен своей башней-минаретом с двойными окнами). Храмы строились из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными и многолопастными арками, геометрической плетенкой, глухими проемами. Черты мавританской строительной традиции ощущаются в этих постройках гораздо отчетливее, чем воздействие готических форм.

«Придворный мудехар» складывался по мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях и развивался до XVI века включительно. В этом направлении отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. К данному направлению относятся наиболее древние части Севильского алькасара XIV века (в отличие от более поздних пристроек). В фасаде здания, обычно называемого дворцом короля Педро (1364), можно обнаружить черты сходства с архитектурой гранадской Альгамбры. Возможно, его создали мавританские мастера из Гранады, присланные правителем эмирата Мухаммедом V по просьбе кастильского монарха. В традициях придворного мудехара были сооружены другие севильские дворцы XIV века: Лас Дуэньяс герцогов Альба и так наз. дом Пилата герцогов Мединасели (завершенный в сер. XVI в. дворец представляет собой яркий пример сочетания мавританских и ренессансных форм). К главным памятникам стиля относится также дворец герцогов Инфантадо в Гвадалахаре (XV—XVII вв.).