Вы здесь

Архитектура Древнего Египта

Египет раскинулся   в северо-восточной  части Африки по  течению реки Нил.В Египте не было  леса , его завозили  из близлежащих  стран, но зато было много камня разных пород.  Их обилие повлияло  на  архитектуру и предопределило стиль воздвигаемых сооружений.

Раннее царство

Раннее цаство начинает свое отчисление с  третьего тысячелетия до н. э. Столицей  был Мемфис. В этот период для фарона имевшего беспределлную абсолютную власть  сооружались усыпальницы-гробницы , имевшие предназначение стать   вечным  домом ,в связи с чем  формы были близки к формам жилища. Например,гробница царицы  I  династии Хер-Нейт, найденная в Саккаре в 1956 году. 

 

 

Древнее царство

Древнее царство (период  III – YI  династий,  т.е. 2800-2400  гг. до н. э.)  характеризуется возведением еще более   гигантских усыпальниц – пирамид.

Зародилась  идея увеличения здания по вертикали.  Впервые она  была  применена  при постройке гробницы фараона III  династии  Джосера около  2800 г до  н. э. 

Пирамида  Джосера- это самая ранняя из известных ступенчатых пирамид.Эта пирамида- первое   каменное сооружение  Египта.   Впервые  здесь спроектирована  система ансамбля,  все части  которого органически  взаимосвязаны друг с другом. 

В  отличие от  фараонов Раннего царства,  сооружавших свои настоящие гробницы в  Саккаре,  а ложные , т.е. кенотафы в  Абидосе,  фараон  Джосеф  и кенотаф, и  подлинную  гробницу  -  пирамиду – воздвиг в  пределах  одного комплекса .

Дворцы  имеют одинаковое оформление: украшения  из 4  полуколонн и  2 пилястр,  поверху  тянутся фризы,  с изображением  тростника.  К северной стороне пирамиды примыкает  погребальный  храм. 

 

 

В Гизе  сооружены  пирамиды фараонов   IY  династии  Хеопса, Хефрена  и  Микерина.

Возле  пирамид устроены поминальные  храмы. Около каждой пирамиды комплекс мастаб,  но самые  главные  среди них  -  три пирамиды.  Самая ранняя и грандиозная из пирамид – это пирамида Хеопса.

 

 

Пирамида Хефрена находилась в непосредственной близости от пирамиды Хеопса. У ее подножья   возвышается  огромная фигура сфинкса, высеченная из  большой  скалы,  по форме  напоминавшей  фигуру  лежащего  льва.  Недостающие  части дополнили  из  плит  и придали  голове образ человека.  

 

 

 

Третья пирамида  Микерина меньше. Ее  высота  62 м,  а  длина  основания  108,4 м .Грандиозные  размеры,   простота  и ясность  форм,  придают пирамидам строгое  величие и монументальность.

В период  Древнего  царства  появляются храмы,  посвященные  богу  солнца  Ра,  так  называемые солнечные храмы.

 

 

 

 

Солнечный храм  в Абусире,  имел  название   «Тот,  кто  радует  сердце».   От  пристани у реки Нил  к  храму  вел   коридор  с  верхним светом.Он продолжался  в толще  стены, окружавшей  святилище,  огибал  двор , затем  поворачивал  вправо.  В  центре  двора  стоял огромный  обелиск, блестевший в лучах  солнца. 

В этот период  были разработаны соотношения  и пропорции;  сформировались соновные   типы  колонн:  папирусообразные,  лотосообразные,  пальмовидные;  определены   приемы декорировки.  Монуметальность,  величественность,  синтез  архитектуры, круглой  скульптуры,  рельефов  и  росписей  составляют черты  архитектуры  Древнего  царства.

Среднее царство

Среднее  царство  продожается   ок.  300  лет.  Для  него  характерно усиление  влияния людей  незнатного  происхождения- неджесы, которые также стали строить  себе гробницы, покрывая их  рисунками  и  барельефами. 

Во  время  господства   ХII  династии  в районе  Фаюма  был  воздвигнут  город  Кахун. 

Площадь его  составляла приблизительно   10 га  (260х380 м )  и  был  надежно защищен кирпичной стеной с воротами по обеим сторонам.  Та часть города, котороая  меньше по площади (105х260 м)  вероятно,  предназначалась  для   рабочих стройки.  Здесь  располагалось около  250  хижин.  С юга  на  север  проходила  главная  улица шириной 8-9  м. От  городских ворот тянулась  прямая  улица длиной около  280 м.   по  всей  длине  которой был  устроен  водосток. По  обе  стороны улицы  были     участки,  принадлежащие очевидно  царю  и  знати. В  конце  главной  улицы  стоял   царский  дворец.  Основным  строительным  материалом  -кирпич,  высушенный на  солнце.   Стены  внутри были  обычно  выбелены и  расписаны ,  полы утрамбованы. 

Архитекторы Среднего  царства  не  создавали  уже столь  величаственных   пирамид, но делали акцент на обустройстве   внутреннего  убранства,  где основным декоративным элементом являлись колонны.

Новое царство

В 1 половине  XYI в. до н.э.  в  Египете  роль фараона  ростет за счет успешных военных  походов.  В  этот  период  растет  культ бога  Амона.  Фараон  провозглашался  сыном  Амона.  В честь  Амона  воздвигаются  монументальные   святилища.  Храмы  Нового  царства,  так  же  как  Великие  пирамиды  прославили  египетское  зодчество.  Примером  может  служить Луксорский  храм,  посвященный  триаде  богов -  Амону-Ра,  Мут и  Хонсу. 

В конце  прошлого  века  археологами был  найден город Ахетатон,  раположенный  на  восточном  берегу  Нила  в  300 км  южнее Каира.  Раскопаны  целые  кварталы,  населенные людьми  одной  специальности.


Наиболее  известна  мастерская  начальника  скульптуров  Тутмеса.  В  мастерской  были  обнаружены  сильно  поврежденный  раскрашенный  гипсовый  бюст  фараона  Эхнатона  в высокой  короне  и  гипсовая  голова  царицы  Нефертити.  На  голове  у  Нефертити  надет  высокий  головной  убор  ярко-синего  цвета,  перевитый  золотой  лентой;  лента  расцвечена красным,  синими,  зелеными  полосами,  воспроизводящими  инкрустации  из  рубинов,  лазурита  и  изумруда.   В  мастерской  Тутмеса  сохранился  и  другой  портрет  Нефертити, выполненный  из  песчаника.  Головной  убор  утрачен,  сохранилось  только  лицо  с  темными  бровями и  прекрасным ,  едва  подцвеченным  красной  краской  ртом.

Основные черты архитектрного стиля

Монументальность. 

Не  только  размеры определяют  ее  монументальность,  но и  выражается  всеми  особенностями  ее  архитектурной композиции:  геометризмом  формы,    лаконизмом,  отсутствием декора.  Гладкие  полированные  плиты  известняка  создают  впечатление  монолита  идеальной  геометрической  формы. 

Монументальность храмов  Нового  царства  проявляется  в  грандиозности  их  размеров  (площадь гипостильного зала  в  Карнаке  5600 м2,  высота  колоссов Мемнона – 20 м)  в величественности  пропорций,  обязательном  введении  масштаба.  

Введение  масштаба.

Введение  масштаба  позволяло  создать  иллюзию  грандиозности  даже  сравнительно  небольших  памятников:  небольшие  фигурки людей,  помещенные между  лапами  сфинксов, способствовали  зрительному  увеличению   их  размеров.       

Симметричность.   

Равномерное  распределение массы  по  отношению  к  центральной  оси  в  пирамиде  и  в  тождественности  граней  в  храме,  размещение  всех  помещений  на  одной  продольной оси.                                                                      

Декор.

Архитектура  сооружения  сливается  с  его  декоративным  убранством  - с  колоннами,  имеющими  капители  в  форме  цветов  и  бутонов  лотоса,  папируса,  пальмовых  листьев,  с расписными  потолками  в  виде  звездного  неба,  со статуями,  стоящими  во  дворах.  Залах  и  святилищах,  с  рельефами,  украшающими  пилоны  и  стены.

Основные  правила   построения,  сложившиеся  в  глубокой  древности религией,  освященные     религией  и  ставшие  канонами,  определили  развитие  египетской  архитектуры,  ее сущность.