Вы здесь

X

Дом Бальо, Барселона

Когда в 1898 году был торжественно открыт возведенный Жузепом Пуч-и-Кадафалком Дом Аматльера, который могу служить наглядной иллюстрацией каталонского модерна, Жузеп Бальо-и-Казановас, владелец соседнего здания, решил переделать устаревший фасад своего дома, построенного в 1877 году. Сначала он хотел разрушить здание целиком, но по совету Антонио Гауди, в 1904 взявшегося за заказ, решил в конце концов обновить лишь фасад.

Архитектор принял решение сохранить первоначальную конструкцию здания и сконцентрировать усилия на переделке фасада, который должен был превзойти по красоте фасад дома Пуч-и-Кадафалка. Задача была не из легких, но гений Гауди добился единственного в своем роде и потрясающего результата.

Гауди был вынужден учитывать градостроительные нормы, установленные мэрией при принятии плана Серда (плана комплексного городского развития Барселоны). Ради сохранения архитектурного единства высота нового фасада должна была гармонировать с высотой смежных зданий. Чтобы скрыть разность уровней соседних домов, Гауди спроектировал волнообразную крышу. 

В Доме Бальо нашли отражение большинство признаков, характерных для стиля модерн: преобладание извилистых линий, асимметрия, богатый декор, присутствие природных мотивов в орнаменте и структурных элементах.

Даже при беглом взгляде на фасад создается впечатление легкого волнообразного движения. Такой эффект был достигнут при помощи восхитительной отделки, выполненной в технике трекандис с использованием разноцветных керамических кругов разного диаметра, разбросанных по всей поверхности. Декор фасада напоминает водный пейзаж, например, реку, русло которой усеяно камнями, гладко отполированными водой. Керамические плитки облицовывают не только фасад, но и внутренние стены парадного входа, лестницу, ведущую в квартиры, и центральный внутренний дворик дома. Верхнюю часть стен последнего Гауди покрыл темно-синими плитками, цвет которых изменялся от темного к более светлому тону по мере приближения к полу. Таким образом было достигнуто оптимальное распределение естественного освещения. Своеобразная манера Гауди интерпретировать природу проявилась не только в отделке фасада, но и в ошеломляющем решении крыши, выполненной в духе символизма, господствовавшего в то время в творчестве архитектора. Кровля действительно похожа на выгнутую спину дракона, пронзенного мечом, как в легенде о святом Георгии, небесном покровителе Каталонии. В контексте политических и культурных идей той поры Гауди проявлял особенный интерес к движению за независимость и самобытность Каталонии. Он, как и некоторые молодые художники, использовал тематику Средневековья, когда Каталония достигла апогея своего развития и имела значительную политическую самостоятельность. Дракона напоминают не только контуры крыши: его хребет подсказал конструкцию центральной лестницы здания, которая ведет на главный этаж, предназначавшийся для проживания владельцев, и на четыре других этажа и мансарду. Деления здания на этажи легко читается снаружи; оформление окон и решение балконов в целом упрощается по мере приближения к кровле.

Металлические ограждения балконов, также придуманные Антонио Гауди, сделаны в форме маскаронов, но одновременно напоминают отдельные части человеческого скелета, такие как тазовые или лицевые кости. Подобная интерпретация объясняет, почему это здание получило прозвище «Дом из костей». На кости похожи и опоры, обрамляющие галереи первого и второго этажей здания. В контексте легенды о святом Георгии такие элементы могут символизировать кости воинов, убитых драконом за многие годы.

В некоторых статья того времени здание называют также «Зевающий дом» из-за сходства окно главное этажа с открытым ртом.

Глубоко верующий Гауди не преминул украсить здание некоторыми религиозными символами, постоянно присутствующими в его творчестве, например керамическим крестом цвета слоновой кости, венчающим башенку здания и символизирующим меч, вонзенный в спину дракона. На этой же башенке представлены монограммы имен Иисуса, Марии и Иосифа.

Гауди проделал огромную работу по декорированию всего пространства Дома Бальо. Посетителя, едва переступившего порог, сразу же поражает, что архитектор продумал весь интерьер до мельчайших деталей. Лестница, ведущая на главный этаж, где жили владельцы здания отличается сочетанием множества материалов и отделочных техник.

Работы были завершены в 1906 году. Мэрия признала дом Бальо одним из лучших здания построенных в этом году.

В 1962 году Дом Бальо был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году — памятником национального значения, в 2005 году включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

В январе 2014 года на сайте дома-музея появилось немного сюрреалистичное видео о Доме Бальо, которое тем не менее отлично раскрывает задумки его автора.